Искусство и мы

Наша Библиотека приняла участие во Всероссийской конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания в ноябре 2010 года.

В центре докладов, сообщений и дискуссий - тенденции в художественных процессах в ХХ - первом десятилетии ХХI века в России, рождение и модификация жанров и анализ современной картины мира этого времени. В ходе конференции было заслушано более тридцати докладов, диапазон которых охватывал самые разнообразные темы и пласты культурной жизни СССР и России. В составе участников конференции были представители Саратова, Санкт-Петербурга, Майкопа, Ростова-на-Дону, Уфы, Владивостока и других городов.

Вот лишь некоторые темы докладов, прозвучавших на конференции:

  • «Визит в музей - форма интеллектуального развлечения?»
  • «Публика – зрители – толпа».
  • «Мир Белобога и Чернобога в ХХI веке».
  • «Развлечение и искусство в системе традиционного адыгского обряда у постели больного (чапщ)» .
  • «Новые направления в жанре фокусов».
  • «Академический концерт как развлечение?».
  • «Антропология российского акционизма: шаманы, шуты, трикстеры и другие».
  • «Виртуальная реальность: новый подход к познанию картины мира».

От нашей библиотеки на конференции выступил Леонид Беленький. В его мультимедийной презентации «О развлекательном в авторской песне» на классических песенных примерах было продемонстрировано, что присутствующая здесь порой развлекательность не противоречит главным ценностным критериям авторских песен, а лишь обогащает их палитру. «Авторская песня традиционно рассматривается как интеллектуальный вид художественного творчества, содержательной основой которого является «поэтическое слово». Это – позиция авторов-песенников. Так, Б.Ш.Окуджава в предисловии к сборнику песен «Наполним музыкой сердца» пишет: «Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей». Такой подход к авторской песне, казалось бы, исключает появление в этом виде искусства произведений чисто развлекательного характера, то есть, по словам С.И. Ожегова, «доставляющих только развлечение, без глубокого содержания». Однако это не совсем так, поскольку и в авторской песне не бывает правил без исключений, тем более, если эти исключения лишь подтверждают правило. Как верно в свое время заметил известный филолог Ю.А. Андреев: «Но ценность этих песен в том, что их авторы стремятся отобразить мир человеческих страстей и дел реальным, таким, каков он есть на самом деле» и «человек может проявить себя в песне мужественным, нежным, задумчивым, веселым, грустным, гневным и т.д., но никогда не должен – фальшивым». Добавим, может – и беззаботным, и лукавым, и желающим передохнуть от умственных перегрузок, независимо от настроения, усталости и душевного состояния. Значимость АВТОРСКОЙ ПЕСНИ как особого искусства не в том, что это поэзия, музыка и актерско-исполнительское мастерство, а в неразрывном соединении образного русского слова с природным певческим голосом, бесконечно разнообразным и индивидуально неповторимым, как отпечатки пальцев.

«Авторская песня – действо не только интеллектуальное, но порой и развлекательное. Многообразными поводами для создания авторских песен развлекательного характера служат жизненные ситуации и состояние души творческого человека. Развлекательному действу в авторской песне сопутствуют мастерское владение художественным словом, разнообразие музыкальных форм и остроумие автора-исполнителя», - подытожил в своем выступлении А.П.Беленький.

С точки зрения библиотеки, как фондодержателя литературы по музыке, также привлекло внимание выступление Дарьи Журковой «По главной улице с оркестром или размышления о фоновой музыке». «…Музыка имеет уникальное свойство - заполнять, и главное, дополнять собой любое пространство. Куда бы сегодня вы ни пошли и что бы вы ни делали, вы будете делать это с музыкой. В офисе или в торговом центре, в автомобиле или по телефону – всюду вас будут развлекать музыкой, даже если вы эту музыку не заказывали». Автор проанализировала и влияние музыки на человека. Музыка создаёт пространство (уличные динамики), помогает адаптироваться в любой ситуации (ожидание, обед, общение…), ограждает человека от окружающей действительности (наушники) и т.д. Или вот ещё: «С конца XIX века технический прогресс позволил отделить звучание музыки уже от самих исполнителей и поместить звуки в «коробочки» различной величины. Человек перестал видеть, кем и как издаются «живые» звуки, в его восприятии музыка «оторвалась» от музыкальных инструментов и от играющих на них музыкантов, став в итоге просто звуковой волной».

Докладчик закончила своё выступление словами: «…В современной музыке выигрывает тот, кто умеет творить не музыку, а представление. И это большой вопрос, не является ли музыка в данном контексте не более чем фоном для зрелищных инсталляций?»

Это действительно так. Сотрудники нашей Библиотеки также ищут различные неординарные формы работы для привлечения читателей, в т.ч. и в концертной деятельности. Уже состоялись концерты в условиях придворовой территории, ночного времени, а также парадной лестницы, где акустика отличается особым совершенством. Такие нововведения были положительно оценены слушателями. Здесь главное чувство меры. Эстрада, например, уже потеряла смысл и содержание, превратив представление в «фанерное» шоу.