Фольклорная песня - душа и искренность

В рамках Боголюбовских литературных и музыкальных вечеров сезона этого года в нашей библиотеке состоялся концерт фольклорной музыки. Перед слушателями, заполнившими зал до отказа, выступила Фольклорная группа «ДревА» под руководством Елены Мушниковой. Здесь прозвучали песни различных областей и городов России: Брянска, Белгорода, Воронежа, Курска, казачьих станиц, Кубани. Звучали и протяжные, плясовые, обрядовые, застольные, походные…

Группа "ДревА" была организована двадцать лет назад. Репертуар коллектива строится на основе экспедиционных записей, собранных в различных областях России: Участники группы всегда изучают песни по этим записям, а также через непосредственное общение с народными талантами. Исполнители не используют нотные издания (сборники), воспроизведение песен строится на основе импровизации, как это и принято в народной традиции.

Фольклористы стремятся к аутентичному исполнению песен, не прибегая к аранжировкам и обработке материала, стараясь сохранить природную индивидуальность звучания голоса каждого голоса. Артисты сами собирают песенный материал, осваивают инструменты, изучают и исполняют песни и танцы, принимают активное участие в создании костюмов. Изучение ансамблем разных традиций делает выступления яркими и интересными, традиции различных регионов очень отличаются друг от друга. Например, для Брянщины характерны наиболее сохранившиеся языческие песни, музыка, а также инструменты, такие, как, например, калюки. Это мужской инструмент, который делается из сухой трубчатой травы - борщевика. Звук напоминает вой ветра или гул проводов. Любопытно, что при игре на нескольких калюках возникает ощущение джазовых импровизаций. В Брянской области особенно сильно выражена женская песенная традиция. А вот в казачьих Донских или Кубанских песнях преобладает мужское начало. Казачьи песни звучат в сопровождении таких инструментов, как гармонь, балалайка, гитара, бубен, барабан, колёсная лира. Протяжные песни исполняются с высоким парящим голосом - дишкантом. В репертуаре "ДревА" есть уникальные казачьи романсы, записанные в станице Усть-Бузулук. Эти романсы при простоте мелодии и текстов удивляют своей мелодичностью и глубиной.

Фолк-группа "ДревА" была участником международных фестивалей уличных театров, а также фольклорных фестивалей: "Караван мира" (Москва), "Шагающая улитка" (Архангельск), II Всероссийского фестиваля фольклора и народных промыслов (Воронежская область), II Артиады России (Москва), "Золотой микрофон" (Албания).

Фолк-группа выступала в странах Западной Европы: Голландия, Германия, Швейцария, Австрия, Финляндия, Швеция, Англия, Испания, Македония, Сербия, Италия, Хорватия, Польша, Франция, Бельгия.

Зажигательные песни и частушки невольно втягивали слушателей в творческий процесс. Зрители поддерживали артистов овациями, а к концу вечера пустились в пляс вместе с ними. Всё-таки живо ещё в нас то исконно русское, изначальное, что десятилетиями из нас вытравляли и, к сожалению, продолжают.

Группа работает самостоятельно с 1992 года, но, жаль, что больше за рубежом. После концерта задаю вопросы музыкальному руководителю фольклорной группы.

- Елена Васильевна, почему носите такое название "ДревА"?

- «ДревА» - это имя нашей прародительницы, языческой богини. От неё пошли древляне - восточные славяне, т.е. мы.

- Ваше отношение к бытующей среди нас "народной песне"? Я имею в виду то, что поют с эстрады и то, что мы, порой, поём за праздничным столом.

- То, что я вижу и слышу по телевизору - это какое-то непонятное для меня явление, созданное на основе народных песен и фольклором не является. Фольклор - это то, что пришло из быта и из жизни. Не для развлечения в большинстве случаев. И основа такой песни - душа и искренность. Моё отношение ко всему псевдофольклорному отрицательное, потому что, по сути, является обманом слушателей. Люди, которые никогда не слышали настоящей деревенской песни, представляют слушателям плохо оранжированные коммерческие песни и музыку, как русское фольклорное искусство.

- Может им, и послушать негде?

- Сравнить и узнать о настоящем фольклоре действительно негде и не откуда. Поскольку альтернативы нет. Нет передач на радио и телевидении о русской традиции. И целые поколения воспитаны на этой псевдорусской культуре. Для них русская фольклорная песня это "Катюша", "Подмосковные вечера", "Калинка"... Я не против этих песен. Это хорошие авторские песни, любимые народом. Но мне кажется, что мы все много потеряли и теряем, не зная настоящей русской песенной традиции. Я не против оранжировок, но!!! Музыкант, который берется за это, должен понимать, какой материал у него в руках. Он должен очень хорошо знать традицию, понимать её законы. Чтобы его оранжировка дополняла и подчеркивала красоту песни, а не просто была бы ненужным обрамлением  вообще-то вполне самодостаточной песни.

- Что есть фольклорная песня?

- Фольклорная песня есть бриллиант. Она, на мой взгляд, так прекрасна, сильна, красива и могущественна, что не нуждается в огранке. Она являет собой природу во всех её проявлениях, а так же природу самого человека его чувства, переживания, тяжёлый труд, заботу, безграничную любовь, и ненависть тоже, и бунтарство, и верность Отечеству... Всё что хотите. Фольклорная песня - это жизнь, ваша, моя, любого человека. Она про нас всех живущих и про тех, кто жил когда-то. О наших предках, с которыми мы связаны корнями. Их нет физически, но они есть в нашей памяти и живут у нас в душе. И именно они пели эти песни и передали нам. Никогда не учившиеся музыке, не знающие нот...  Как они создали такую красоту???»

Вот телевидение - это плохо и неталантливо нарисованные картины, которые навязывают  нашим людям взамен всего настоящего и живого. Так и кажется, что они не знакомы со вкусом воды из живого источника: с рождения они пьют воду с подмешанной карамелью. И считают ее настоящей, природной... Людей просто обокрали. Мало того, что люди не слышат эти песни, их и корней своих лишили. Эта тема больная для нас всех, об этом можно долго разговаривать.

- У вас русский фольклор, а вы больше выступаете за границей и сайт ваш на английском языке, почему?

- В России редко выступаем потому, что мы здесь мало кому интересны. Потому что администраторы, которые раньше с нами работали, прекратили сотрудничество с нами. Началась эра фонограмм, оранжировок, корпоративов. Мы не поём под фонограмму и никак не обрабатываем наши песни. Площадки Москвы перед нами закрылись. Возиться с "живой" группой никто не хочет. Даже на радио наши записи брать не хотят. Не формат - есть такое магическое слово. И еще говорят, что это очень нудно и мы "посадим" им программу. Уже пять лет как мы нашли своего зрителя на западе. Там принимают нашу музыку и нашу традицию. Потому что чтят и уважают свою, а значит и любую чужую. У нас там полные залы, фантастический прием и понимание нашей музыки. Слушатель наш даже не русскоязычный, а чистый европейский. Иногда попадаются русские слушатели, но с ними происходят печальные разговоры. Например, наши эмигранты нам говорят: " Ну что вы тут поёте какую-то тягомотину. Спойте что-нибудь из Бабкиной». Что тут скажешь? Опять надо возвращаться к разговору о потерянных поколениях. Поэтому и сайт наш на английском для иностранных организаторов.

Конечно, собираемся сделать русскую версию сайта. Но пока всё не успеваем. Нас не очень хватает на всё. Но сайт обязательно будет, и мы уже думаем над этим.

- Кто-то вам помогает?

- Для того чтобы организовывать поездки мы затрачиваем много времени. Никто нам не помогает. Все делаем сами, спонсоров нет. Ездим по Европе на своей «Ниве-Ладе», переезжаем из страны в страну и поем наши исконные русские песни. Денег не зарабатываем там. Но дорогу, проживание и питание нам оплачивают организаторы. Зато ту нас есть возможность петь то, что мы хотим, а не то, что требуют русские «администраторы». (Я имею в виду "попсу" и "веселуху"). Мы ни разу не спели в Европе НИ ОДНОЙ попсовой песни. ТОЛЬКО НАШИ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ДЕРЕВЕНСКИЕ ПЕСНИ.

- И всё-таки, по-моему, мы проигрываем в информационном поле. Как говорят: "Добро должно быть с кулаками". Я бы ещё добавил: "И с хорошим добрым пиаром".

- Прошлым летом в Голландии мы встретили удивительного человека. Он нам устраивал концерт в церкви маленького городка. Сам он не менеджер, не организатор событий. Он просто любит все русское, знает всю поэзию Серебрянного века. Читает на русском языке Булгакова, любимые поэты - Хлебников, Цветаева, Ахматова. И в разговоре он спросил меня: "Почему ты не хочешь бороться?" Я ответила, что я не хочу ни с кем воевать. Но это не значит, что я не смогу драться. Если это потребуется, то я буду защищать свой дом, родных. Но ЗАЩИЩАТЬ!! А воевать я не хочу!!! Ни с кем. Очень бы хотелось находить общий язык с разными людьми. Но я уже понимаю, что кулаками владеть надо уметь. Как это ни печально.

В Библиотеке искусств был наш фактически один из первых концертов в России. Я имею ввиду сольных. Конечно, мы выступаем и на Масленицу и на Рождественских праздниках. Но такой концерт был первый раз. Надеюсь, мы ещё найдем площадки, где можно делать подобные концерты. Понятно, что такие концерты не кормят участников. Хотя сделать такой концерт - огромный труд и 100% выкладка каждого участника, много репетиций и.т.д. И очень хочется петь в России!!! Даже, если не все принимают наши песни. Можете ли вы представить ситуацию: несколько лет назад мы в Сергиевом Посаде выступали. Спели 2 песни Белгородской области. И вдруг из зала нам стали говорить: «А вы что-нибудь русское спойте?» Мы спросили: «А что вы имеете в виду под "русским"?» Ответ: «Ну, "Виновата ли я", "По Дону гуляет", "Ой да не вечер" и, конечно же ..."Калинка"». Вот и весь разговор. А в Европе просят спеть наши протяжные акапельные песни. Мы поём, а они плачут, иногда рыдают. И говорят: "Ваши песни бьют прямо в сердце. Это очищение". Вы скажите, ну что тут сделаешь? Конечно же, будет сайт. НО ЭТО НЕ СПАСАЕТ!!! Если бы это могло решить ситуацию, я бы тысячу этих сайтов сделала, жизнь бы посвятила этому. Но у меня какое-то ощущение, что кому-то надо, чтобы так всё было. Как будто специальная программа работает против. Что происходит? Простите меня за мои эмоции. Плакать хочется. Мы много ездим по Европе, которую все ругают. А я не ругаю. Я восхищаюсь, когда вижу, как на любую народную мелодию сотни людей встают и танцуют. Причем все знают движения танцев, от мала до велика. Заиграет другая мелодия и все начинают в игру играть народную и подпевать. И никакой тупой массовик-затейник им не нужен. Сами встали в хоровод и всем весело, и все счастливы. Как не восхищаться этим и не огорчаться, что у нас нет такого... Только местечково всё ... Пытаются что-то на праздники делать, но опять через "попсу", через фонограммы, формально...

- То, что я слышал, по моему мнению, больше похоже на распевы, напевы, т.к. слов практически не разобрать, но за душу берёт. Как Вы это прокомментируете?

- Фольклорная песня исполняется по принципу цепного дыхания. Т.е. все участники должны брать дыхание в разных местах. Не совпадать друг с другом, то есть песня идёт от разговора. К примеру, когда вы говорите, то берёте дыхание не в конце фраз, а тогда, когда вам надо. И вы не замечаете это. Так и в фольклорной песне. Порой дыхание берёшь на полуслове, пропускаешь другую часть слова и вступаешь на окончании следующего слова. И часто распевается один слог, потом он бросается и как будто заново произносится слово.  В деревнях эти песни называют "велючими". Да, и "распевными" тоже называют. И еще народные исполнители не исполняют песни а "играют" их. Например, древнерусские распевы в основном одноголосные. А фольклорные песни многоголосные и, как правило, основанные на импровизации. Есть основа песни. Все её знают. Но во время исполнения происходит как бы диалог между участниками. Если я чувствую, что рядом стоящий берет дыхание, то я немного протягиваю свой голос. Когда кто-то рядом тянет голос, я беру дыхание. Создается ощущение, что песня не заканчивается, а всё время движется. Если кто-то голос ведёт вверх, то я ухожу вниз или что-нибудь другое делаю. Это постоянный контакт друг с другом. Это работа каждого члена группы на единый энергетический столб. Постоянный разговор внутри песни. Поэтому песня живая. Я никогда не знаю точно, что я буду петь. И как поведут себя ребята.

Я иногда применяю образное сравнение, чтобы рассказать людям о песне. Представьте себе рой пчел. Вы видите его со стороны, на расстоянии. Вы видите шар, который движется. Это есть песня, которую слышит слушатель. Но если вы подойдете поближе, то вы увидите, что внутри этого шара существует беспорядочное движение пчёл. Они там роятся, летают, но не сталкиваются. И скорость там какая!!! Вот это то, что делают исполнители. Это есть наши голоса, которые внутри песни пересекаются, расходятся, то есть ЖИВУТ.  И держат всю песню. Слова порой сложно разобрать, потому, что часто распеваются слоги. Например: За реченько-о-о-о-о-о-о-й да за ре-е-е-е-ченькой то было  за Нева-а-а-а-г-о-о-о-о-о-о-о-о-ой а то за Нева-а-а-а-а-гою. (а всего-то слова: "За реченькой было за Невагою"). Это один куплет. Если поют несколько человек, то, конечно, сложно понять, о чём тут поётся. Порой сложно расшифровывать, что поют народные исполнители. Но это традиция исполнения фольклорной песни. Казачья культура более поздняя. Хотя очень много в ней вилючих песен также. Мы их ещё называем "протяжные". Такие песни где-то медитативные. Чтобы их спеть, нужна большая концентрация и очень надо чувствовать друг друга. Здесь важно состояние. И здесь все участники зависят друг от друга. Если кто-то выходит из состояния, то песня "падает". Становится тяжёлой, и теряет свою силу. Превращается просто в слова и мелодию. Теряет энергетику.

- Что нужно сделать, чтобы то, что вы поёте, дошло до всех русичей, чтобы оно привилось и стало родным, как у большинства народностей?

- Что можно сделать? Я думаю, что если что-то можно сделать серьёзное, то это исключительно на правительственном уровне. Открывать как можно больше центров русских традиций, в школах - изучать как предмет. Субсидировать организации, которые занимаются русской традицией. Должны быть передачи на телевидении - и не в 7 утра по 20 минут, - как, например, любимая народом передача «Играй гармонь» по 1-му каналу в субботу в 7.30, когда все отсыпаются после трудовой недели (корр.) - а в самое удобное время. И не одна должна быть передача. А много и разных. И на радио тоже. Необходимы фестивали, много, разных. Не разрешать исполнение народных песен под фонограмму. Должны быть детские программы. Издавать книги и распространять их вместе с записями песен... Ведь на самом деле не мало людей в России, которые давно делают всё это - серьёзно занимаются фольклором, и не мало ансамблей. Но это делается на их энтузиазме. И фестивали проходят, но знают об этих фестивалях только посвящённый круг их друзья, дети, родственники... Но им не под силу сдвинуть эту глыбу самостоятельно.

- Здесь нужна хорошая поддержка.

- Государство должно начать серьезно заниматься всем этим. Помочь тем, кто уже  много лет везёт этот груз добровольно. Без помощи государства, я думаю, всё останется на том же месте. Мы были в Финляндии на фантастическом фестивале в городе Каустинен. Туда нужно пригласить всех наших чиновников. Сотни людей танцуют свои традиционные танцы (не артисты), играют на скрипках, поют песни. Швеция - тоже самое. Мы разговаривали с финами. 20 лет назад у них тоже народная традиция была в забвении. Но они это поняли!!! Вопрос решался на государственном уровне. Они за 20 лет вернули традицию людям. Как сделать так, чтобы поняли у нас? Что там у нас за дивные министры, которые ничего не видят и не чувствуют? Кто эти люди? Почему они во главе?

- Согласен, сознательно рубят под корень, это действительно большой вопрос, но давайте закончим на оптимистичной ноте. - Я знаю одно, что независимо от того, когда там наше государство очнётся от  этой странной спячки - есть и будут  люди, которые всегда будут петь фольклор, будут обучать детей традиции, будут ездить в экспедиции, и записывать оставшихся в живых уже совсем стареньких народных исполнителей, издавать книги, искать спонсоров в муках или вкладывать свои средства, чтобы всё это жило. Это Андрей и Жанна Кабановы, это Евгений Кустовский, Лена Краснопевцева, Владимир Скунцев, Лена Бессонова, Сергей Старостин, такие ансамбли как "Казачий круг", "Народный праздник", "Жар", "Братина", "Старина", "Истоки"...  и наша группа тоже.

- Ваши творческие планы?

- Творческие планы - петь. Начинаем осваивать народный театр. Будем записывать CD с нашими песнями и думаем, потом сделать презентацию. Возможно в библиотеке искусств им. Боголюбова. Так что, надеюсь, ещё встретимся с вами. - Спасибо! Очень интересно, думаю, и читателям тоже будет полезно это узнать о творчестве фольклорного ансамбля «ДревА». А Вам желаю благодарных слушателей в России.

Валентин Пущин.
Журнал «Хроники краеведа» № 4/2009

 

Галерея


А.П. Боголюбов. Лунная ночь. Большой канал в Венеции (1850-е)

Облако тэгов

Облако тэгов